5. Инструментальный (Творительный) падеж (первая группа). Четвертое домашнее задание.
1. Различия Инструментального и Творительного падежа.
2. Примеры Инструментального и Творительного падежей.
3. Образование Инструментального падежа.
1. Различия Инструментального и Творительного падежа.
Инструментальный падеж часто называют Творительным, но отождествлять их друг с другом большая ошибка! Пожалуйста обратите внимание, что Инструментальный падеж лишь отчасти похож на Творительный падеж русского языка. Инструментальный падеж используется для обозначения кого-то или чего-то, с помощью или посредством кого/чего что-то было сделано что-то, или причину, по которой что-то произошло.
Обычно Инструментальный падеж отвечает на вопрос "кого? чего?", что может привнести путаницу и дать ощущение, что этот Творительный падеж, но думать так ошибка. Инструментальный и Творительный падежи лишь отчасти совпадают.
Хорошим объяснением Инструментального падежа была бы фраза: "Через них к нам пришло великое благо". На квэнья эту фразу можно было бы перевести, как "великое благо пришло ими".
У нас есть и другой, "хрестоматийный" пример Инстркментального падежа в "Намариэ":
Laurie lantar lassi surinen - "Золотистые падают листья [под воздействием, посредством] ветра". И это только в переводе с английского переводчики дают "Золотистые падают листья на ветру/под ветром." Никаких "на" и "под" на самом деле нет.
У Инструментального падежа есть нечто совершенно неожиданное для русскоязычного человека - он заменяет собою предлоги или даже целые глаголы:
Весной [принесено] земле тепло.
Простыл [под] дождем.
Однако, что делать, когда мы захотим перевести на квэнья предложение, в котором слово должно быть в Творительном падеже? Например: "Стойте за этим деревом". В этом случае мы будем использовать просто Именительный падеж - "Стойте за этим дерево". Немного не привычно, но очень просто.
2. Примеры Инструментального и Творительного падежей.
Сравните, примеры использования одних и тех же слов, но в Творительном и Инструментальном падежах.
Примеры Инструментального падежа:
закрытый телом (посредством тела)
облегчение (принесенное) плачем
желудь (выращенный) дубом
тепло (данное) вином
облитый тестом (как например кляр: получился посредством обливания рыбы/мяса тестом)
приведенный другом-эльфов (пришедший благодаря другу-эльфов)
открыто кем-то (через еогото)
музыка (играемая) флейтистом
силы (данные) коймас
письменные-знаки (оставленные) ручкой
Примеры Творительного падежа:
сильный телом
нромким плачем
большим дубом
сладким вином
смешанный с тестом
сделанный другом-эльфов
найденный кем-то
музыка флейтиста
коймасом
письменным знаком
Как вы видите - это два совершенно разных падежа.
3. Образование Инструментального падежа и примеры.
ед.ч. - -nen
мн.ч. - -inen
парт-мн.ч. - -linen
дв.ч. - -nten
Обратите внимание, что -i/-e могут добавляться к существительным, заканчивающимся на согласный.
К тому же, могут возникнуть моменты, когда выбор соединительной гласной в склоняемом слове, может привести к путанице. Так, например от слова "небеса" menel можно создать слово "небесами" (ед.ч.), при помощи соединительной гласной -i/-e - menel + -i/-e + nen. И здесь надо быть очень внимательным в выборе. По тому, что если выбрать соединительную гласную -i-, то у нас получится слово menelinen, что будет значить "небесами" во мн.ч., в то время как мы хотелеи создать слово в единственном числе. И по тому, нам нужно выбрать соединительную гласную -е- - menelenen.
Немного примеров.
Первое склонение alda (VT39:7) - дерево, fairie (LT1:250) - свобода, ando (AD, Appendix E) - врата, heru (PM:210) - лорд.
ед.ч. aldanen, fairienen, andonen, herunen
мн.ч. aldainen, fairieinen, andoinen, heruinen
парт-мн.ч. aldalinen, fairielinen, andolinen, herulinen
дв.ч. aldanten, fairienten, andonten, herenten
Второе склонение lore (PE17:80) - сон, menel (Markirya) - небо, nandin (LT1:261) - фэйри земли, полей, nier (LT1:262) - пчела, nierwes (LT1:262) - улей, quesset (Ety: KWES) - подушка.
ед.ч. lorenen, menelnen / menelenen, nandinen, niernen, nierwesnen, quessetenen
мн.ч. loreinen, menelinen, nandininen, nierinen, nierwesinen, quessetinen
парт-мн.ч. lorelinen, menellinen, nandinlinen, nierlinen, nierweselinen, quessetelinen
дв.ч. lorenten, menelenten, nandinenten, nierenten, nierwesenten, quessetenten
Домашнее задание.
В комментариях, под катом, запишите изменения по числам
И.п.
(В.п. для великих)
Р.п.
Т.п.
существительных первого и второго склонения, притом на все существующие виды окончаний (смотрим окончания склонений здесь О самом существительном. Первое домашнее задание.).
Существительные выберите в словаре, кому какие нравятся.