lámatyávë

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » lámatyávë » Чем квэнья особенный. » 5.О построении слов и образовании новых (тех, что не нашли в словаре).


5.О построении слов и образовании новых (тех, что не нашли в словаре).

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

5. О построении слов и образовании новых (тех что не нашли в словаре).

1. Особенности слов в квэнйа (существительные, глаголы и пр).
2. Как образовать в квэнйа новые слова, типа лифт.

1. Особенности слов в квэнья.

1.1. Подлежащее, сказуемое, местоимение и предлог порой пишутся в одно слово.
1.2. Предлоги в квэнйа.
1.3. Существительное и глагол (и не только) контекстуальны.
1.4. Способы бразование существительных.
1.5. Объединяющий суффикс - -sta.
1.6. Многозначность слов.

1.1. Подлежащее, сказуемое, местоимение и предлог порой пишутся в одно слово.

Квэнйа как и русский, зачастую ситуативный язык, и одно и то же слово в разных случаях будет иметь разные значения.

Часто (но не обязательно) несколько коротких слов объединяются в одно длинное. В этой своей части квэнйа напоминает санскрит: -)

И всегда (почти) личные местоимения добавляются к концу глагола, их «побуждающего».

Часто для связи двух корней используется соединительная гласная -i, -e.

melinyes - люблю-я-его (VT49:21)
utuvienyes - нашел-я-его/ее  (SD:57)
tiruvantes - сторожить-будут-они-его/ее (UT:305)
laitulvalmet - славить-будем-мы-их(двоих) (PE17:110)
carilde - делайте-вы (VT49:16)

1.2. Предлоги в квэнйа.

Эта тема подробнее рассмотрена в разделе "предлоги", но, забегая вперед, скажу, что в квэнйа предлоги могут быть как отдельными, самостоятельными словами, так и окончаниями.

1.3. Существительное и глагол (и не только) контекстуальны.

В квэнйа, как и в английском, многие слова, в зависимости от контекста, могут выполнять функцию существительного или глагола:

fainu- - освобождать; избавление (LT1:250)

В квэнйа, как и в русском, существуют отглагольные существительные. Подробнее об этом смотрите главу "Герундий", в разделе "Глагол".

От одной глагольной основы можно образовать два вида отглагольных существительных:
1. имени действия (сев, преобразование, спасение)
2. имени действующего лица или отправителя действия (сеятель, преобразователь, спасатель)

1.4. Способы образования существительных.

Суффиксы -mē и -le.

Однако, так же мы можем превращать глаголы в существительные, чтобы это не вызывало путаницы, при помощи "абстрактного суффикса" -më. Так, например, глагол mel- "любить" (VT 45:34) превращается в существительное melmë "любовь" (Ety/MEL), и тогда cilmë "выбор" (MR:214), очевидно  происходит от глагола cil-* "выбирать",  а от глагола car- "делать" (VT39:20) можно создать существительное carme* "дело". 
Согласно PE17:68, суффиксы -mē-wē) были окончаниями, использовавшимися для образования существительных, обозначающих "единичное действие", что может соответствовать значению cilmë (но melmë "любовь" обычно будет чем-то длительным, а не «единичным действием»). 

Но если "абстрактный суффикс" -mē еще может быть спорным, то суффикс -le выполняющий те же функции, ограничений по "единичности действия" не имеет:

lindale "музыка" (LT1:258), от linda- "издавать музыкальный звук" (MQ)
qelle "увядание, осень" (PM134) от qel- "увядать" (Ety/KEL)
vestale "свадьба" (VT49:46) от vesta- "вступать в брак, жениться, выходить замуж" (VT49:46)
tenсele "письмо (как написанное)" (PE22/047) от tece- "писать" (QL/090)

При этом суффикс -le образует существительные не только от глаголов, но и от другого существительного:

findele «локон» (PE17:119) от finde «волосы» (PM:340)
quentalë «реальная история» (VT39:16), от quenta «рассказ, повествование, история, сказка» (VT39:16)
nandele «арфист» (Ety/ÑGAN), от nandë «арфа» (VT46:3)

laitalë "восхвалять" (UT/166), от laita- "благославить, хвалить" (LotR3)
maitalë "акт выполнения [художественной] работы" (PE17/163), от maita- "творить с искусством, конструировать, сочинять" (PE17: 163)
fintalë "уловка, хитрость, трюк" (PE17:119), от finta "показать мастерство" (PE17:119)

quentalë "реальная история" (VT39:16), от quenta "рассказ, повествование, история, сказка" (VT39:16)
nandele "арфист" (Ety/ÑGAN), от nandë "арфа" (VT46:3)
cendelë "лицо, лицевая сторона" (VT49:21), от cende"суть, некая точка (point)" (PE16/096)
findelë "прядь волос" (PE17:119), от findë "волосы" (PM:340)
findilë "шевелюра" (PE17:17), от findë "волосы" (PM:340)
lambelë "фонетика" (VT39/16), от слова lambe "язык" (LotR:1123)
lumbulë "темная тень, тяжелая тень, глубокая тень" (RGEO:67), от lumbë "мрак, тень" (Ety/LUM)
máralë "доброта" (PE17/058), от māra "хорошо" (PE17/016)

Или превращение прилагательного в существительное:
meryale "праздник" (MQ), от merya "праздничный" (Ety/MBER)

Суффикс -ië.

Так же существительное можно образовать при помощи суффикса -ië. Однако, -ië это окончания, при помощи которых образуются наречия. По тому, во избежание путаницы, я советую не использовать -ië для образования существительных, однако я приведу ниже некоторые имеющиеся у нас существительные, завершающихся на -ië:

Andúnië "закат" (LR:014), от andúnë "закат, запад, вечер" (Markirya)
aquapahtië "конфиденциальность" (VT39:23), от aqua "полностью, совершенно, все вместе, целиком" + pahta "закрытый, захлопнутый, частный" (WJ:392 и VT39:23)
aranië "королевство" (PE17:105), от aran "король" (WJ:369)
túrindië "твердыня, могучее государство" (VT43:15), от turinda "королевский, правящей династии, у власти" (QL:096)
coloitië "выносливость, стойкость, сила духа" (PE22:155), coloitë "способный выносить, терпеливый, выносливый" (РЕ22:155)
látie "открытость" (VT39:23), láta "открытый, не закрытый, свободный для входа, низкий, лежать открытым, расширяться, растягиваться, находиться (на территории)" (VT41:05)

1.5. Объединяющий суффикс - -sta.

У Профессора существует ряд слов, объединенный одним общим суффиксом -sta. Я бы сказал, то этот суффикс... объединения по общему принципу:

так слово nem- "выглядеть, казаться" (PE 22:99) превращается в "мнимость, внешний вид" - nemesta (PE22/137)
"истрия, рассказ" quenta (VT39:16) превращается в "хроника (=история)" quentasta (VT39/16)
а также в ... "лингвистика, филология" - quentasta (VT39/16)

Так мы разобрали и группирующий суфикс -sta, и плавно подошли к следующей теме.

1.6. Многозначность слов.

Одно слово может иметь множество значений. Так слово сar- одновременно означает "делать, строить, формировать, создавать, придумывать, править-судном(повозкой?)" (Mar)


2. Как образовать в квэнья новые слова, типа лифт.

Продолжая тему нетривиального использования слов, мы можем найти пример:

lunelinqe (Mar) "голубые потоки моря", это слово составлено из:

lune (LUG2, LT1:262) - голубой
linque (LT1:262) - влажный, мокрый

К счастью есть и более простые примеры:

manaquenta - "благая весть" (VT44:10), состоит из:
mana - благословенное, доброе (VT49:41)
quenta - история (VT39:16)

enyal- - поминать (UT:305, UT:317), состоит из:
en- - снова, опять (PE17:68)
yal- - вызывать, созывать, призывать (UT:317)

loicolícuma - огарок свечи (MC)
loico - останки, мертвое тело (MC)
lícuma - свеча (MC)

Как голубой и влажный превратились в голубые-потоки-моря, я не знаю, и потому не могу описать этот принцип образования слов. Но я некогда имел потребность сказать на квэнья "лифт", и я назвал его
amundu, от
amu "вверх" и undu "вниз" (LT2:335, VT46:20)

В словарях квэнья мы можем находить многие слова, но порой их не достаточно, и приходится подбирать слова для замены, или даже создавать свои слова. Профессор тоже занимался словообразованием, но его логику не всегда можно понять. Но главное - вы поняли, что слова можно составлять.

0

2

Внесены существенные добавления в главу.

0


Вы здесь » lámatyávë » Чем квэнья особенный. » 5.О построении слов и образовании новых (тех, что не нашли в словаре).